Бюджетирование

Это достаточно простая вещь, но не всегда понятно, зачем она нужна (тем более, что при всей простоте достаточно большие временные затраты на расчеты).

Бюджетирование

В двух словах – мы планируем бюджет продаж на год по месяцам (т.е. наши оценки, сколько продадим) и бюджеты расходов тоже на год по месяцам (фонд ЗП, маркетинг, расходы на офис и прочее). Традиционно в бюджетировании учитывается только расчет прибыли до налогообложения.

Зачем на это тратить время? Данные варианты расчетов позволяют оценить и продажи и возможные расходы и оценить прибыль. Сравнение фактических цифр по итогам каждого месяца (и потом по итогам года) с расчетными бюджетными цифрами позволяет обеспечить принятие правильных финансовых и управленческих решений.

Как связан бюджет и реальные финансовые средства? Бюджет — это как бы идеальное использование денежных средств:

— аренда платится месяц в месяц
— зп текущего месяца выдается 30 числа и попадает в расчеты текущего месяца
— клиенты платят за товар сразу, т.е. отгрузил и сразу получил деньги

С учетом реальности нашего мира, есть еще P&L (profit and lost) и CashFlow (оно же движение денежных средств, в российской бухгалтерии ДДС).

*******************************
Если бюджетирования и финансового анализа в компании нет = то обычно бывает так. По итогам месяца в кассе/на счете есть 100 тр. Хорошо это или плохо? Хватит ли этих денег на текущие расходы в следующем месяце/квартале? Бизнес растет или наоборот находится ниже точки безубыточности? Можно ли из этих 100 тр., например, потратить 50 тр. на мощный кондиционер в офис? А расчетов нет – и никто на эти вопросы ответить не может.
*******************************

Посмотрим варианты бюджетирования на промере индивидуального предпринимателя. Нет как такового фонда ЗП, нет офиса.

Вы индивидуальный предприниматель, у Вас есть интернет-магазин, касса (сокращенно ККМ) и Вы продаете товары. Склада нет, товар хранится дома :)
Для жизни Вам надо 50 000р. дохода ежемесячно (жены и детей нет). Товар Вы доставляете на своей автомашине.

Товар покупаете у поставщика = 200р (за единицу товара)
Товар в продаже через магазин = 400р. (вроде неплохо, наценка 100%)
Стоимость обслуживания ККМ = 10 000р. в год (оплата 2500 ежеквартально)
Стоимость замены ЭКЛЗ для ККМ 1 раз в год = 10 000р
Налог 6% от продаж = ежемесячно
В пенсионный фонд (за год) = 30 000р.
Затраты на 1 доставку = 200р (бензин)
Доп.затраты на автомашину в месяц = 5 000р. (мелкий ремонт, штрафы и тд)
Доставок в день = 3 (будете работать в месяц 20 рабочих дней)
Стоимость доставки = от суммы в 2 000р. (т.е. 5 единиц товара)
Затраты на сайт (хостинг и домен) = 4000р. в год
Затраты на рекламу интернет-магазина = 5 000р. в месяц

Сводим данные в таблицу Excel (или другую специализированную программу), видим результат:

Бюджетирование

Нехорошо. В месяц получается по 30 тр, в отдельные месяца результат и вообще отрицательный. Значит для нашего бизнеса маловато 3 заказа в день по 2000р.

Посмотрим, что будет при 5-ти заказах в день, будем работать по субботам (24 рабочих дня в месяц), сделаем минимальный заказ 2800р. и будем тратить на рекламу 10 000р. в месяц.

Бюджетирование

Ну вот, наш ИП стал вроде нормально зарабатывать, около 100 тр в месяц. Но на самом деле это еще далеко от реальности:
— много в таком режиме (6 рабочих дней из 7) не проработаешь
— нужен еще отпуск (т.к. ИП работает один, некому будет возить заказы)
— и совсем не факт, что реклама в 10 тр даст объем заказов 5 в день

Сделаем еще ближе к реальности:
— примем 22 рабочих дня
— один месяц на отпуск — июль
— 4 заказа в день
— затраты на рекламу 20 тр

Бюджетирование

Итого у нас получилось заработать 639 тр в год, в среднем 53 тр. в месяц. Вроде хорошо, но надо внимательно посмотреть на цифры. При ежемесячной продаже в 600-700 шт. квартиры под склад уже не хватит, нужно его где-то арендовать и добавить к расходам еще 15 тр. Сделаем последний вариант бюджета:
— аренда склада 15 тр
— не забудем мобильный телефон в коде 495 = 3 тр (типа Алло-Инкогнито)
— 5 заказов в день
— затраты на рекламу 30 тр

Бюджетирование

Итого у нас получилось заработать 593 тр в год, в среднем 49 тр. в месяц. Конечно, в реальности будут еще расходы и нюансы, которые трудно предусмотреть сразу (например, сезонность бизнеса). Но, по крайней мере, уже можно делать ежемесячный анализ бизнеса и видеть текущую ситуацию. И для Вас не будет сюрпризом финансовый результат за полугодие/год. И заниматься бюджетированием надо до начала бизнеса, будут видны и примерные доходы и примерные расходы. И по итогам каждого месяца необходимо сверяться с бюджетов = что по факту, лучше или хуже. Обычно бывает хуже….

Для желающих «поиграть» цифрами – можно скачать варианты бюджетов здесь (Excel в объеме 4 листа в RAR-файле).

Еще почитать:

Маркетинг и продажи

Маркетинг и продажи

За что давать премию Директору по маркетингу по итогам года? Т.е., что можно считать критериями хорошей работы отдела маркетинга? 1. Соответствие уровня цен на полках уровню рынка Если цена на полке выше рынка - то товар не будет продаваться с полок. А чтобы с ц...

SWOT анализ

SWOT анализ

Это метод стратегического планирования, основанный на разделении всех факторов (влияющих на бизнес) на 4 категории.  Акроним SWOT был впервые введён в 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам бизнес-политики профессором Кеннетом Эндрюсом. А...

Анализ баланса предприятия

Анализ баланса предприятия. На что обратить внимание. Еще почитать:
Анализ финансового состояния

Анализ финансового состояния

Проведение финансового анализа предприятия  позволяет оценить правильность управления финансовыми ресурсами организации и определяется способность организации погасить свои долги и обязательства. Можно отметить, что финансы имеют абсолютный приорите...
Бизнес план

Бизнес план

Бизнес-план - это планирование бизнеса до момента начала вложения денег. То есть сначала планируем и считаем - только потом начинаем тратить деньги. Вне зависимости от сложности бизнеса и его сферы, инвесторы хотят получить от бизнес-плана ответы на ряд ва...

Инвестиции

Инвестиции. Учет инфляции. Еще почитать:  
Какая бывает прибыль

Какая бывает прибыль

Прибыль бывает разная, данным словом могут обозначаться совершенно разные понятия. И прежде чем обсуждать вопрос «какую мы ожидаем прибыль?» необходимо определиться, что мы имеем ввиду. Рассмотрим три основных вида прибыли. 1. Маржинальная прибыль Это ...
Какие бывают налоги

Какие бывают налоги

Налог считается установленным, если определен его объем: - объект обложения (доходы) - налоговая база (расчет суммы от чего именно) - налоговая ставка - отчетный период (авансовые платежи) - налоговый период - порядок и сроки уплаты налогов Участн...
Оборачиваемость

Оборачиваемость

Здесь мы рассмотрим оборачиваемость товара, т.е. за сколько времени продаем средний товарный запас на складе. Это соотношение скорости продаж к среднему запасу товара. Оборачиваемость товара считается только там, где есть физически товар. Для услу...
Отчеты P&L и CashFlow

Отчеты P&L и CashFlow

В любом бизнесе необходимо контролировать два основных параметра: 1. Прибыльность бизнеса – P&L или P'n'L (profit and lost = прибыли и убытки, сокращение аналогичное как для rock'n'roll = rock and roll = раскачиваться и крутиться) 2. Движение денежных средс...
Точка безубыточности

Точка безубыточности

Точка безубыточности и почему она очень важна. Точка безубыточности – это пожалуй один из самых главных показателей. Это такое состояние бизнеса, когда расходы равны доходам, т.е. прибыль равна 0. Это фактически самый первый параметр, который нужно ...