Ключевые показатели эффективности (англ. Key Performance Indicators, KPI) — показатели деятельности подразделения (предприятия), которые помогают организации в достижении стратегических и тактических (операционных) целей. KPI позволяют производить контроль деловой активности сотрудников, подразделений и компании в целом.
Основоположником «Управления по целям» является Питер Друкер (нем. Peter Ferdinand Drucker (1909—2005)). Именно он превратил управление — непопулярную и не уважаемую в 50-е годы XX века специальность в научную дисциплину. Питер Друкер также является основоположником системы оценки достижения результатов — целей через ключевые показатели эффективности. Согласно Друкеру, начальники должны избегать «ловушек времени», когда они вовлечены в процесс решения текущих ежедневных задач, поскольку это приводит к тому, что они начинают забывать выполнять задачи, направленные на достижение результатов (целей).
Смысл очень простой — это фактически метод «кнута и пряника», даем премию за выполнение показателей и штрафуем за нарушения. Но есть подводные камни…
Эффект кобры
Термин «эффект кобры» возник во времена английского колониального правления в Индии. Англичане обнаружили, что развелось слишком много кобр. Чтобы избавиться от ядовитых змей, губернатор назначил награду за каждую сданную голову змеи.
Вначале количество змей быстро снизилось в результате их уничтожения. Однако потом индийцы быстро приспособились, начав разводить кобр, чтобы получать премию.
В конце концов, когда премия за убитую кобру была отменена, население выпустило не нужных змей на волю, и в результате оказалось, что количество ядовитых кобр не только не уменьшилось, а очень сильно возросло.
А если еще и за ошибки штрафовать — очень быстро руководство компании перестанет получать обратную связь (ошибки будут скрывать) и бизнесу станет нехорошо.
KPI в продажах
За что собственно платить премию? За рост продаж?
Вот так «в лоб» система мотивации работать не будет. Ибо рост продаж представляет из себя целый комплекс мероприятий:
- рост продаж по существующим клиентам
- наработка новых клиентов (которые впоследствии принесут деньги компании)
- учет продаж по отгрузкам (товар уехал, но денег пока нет) или по приходу денег от клиентов?
- разные сегменты рынка (даже внутри одного типа товаров)
- дебиторская задолженность (общая и просроченная)
- товары категории А, В и С (они совсем по разному продаются)
- разная наценка на разные категории товаров
- полнота ассортимента у клиента (если клиент никогда не покупал какие-то позиции, то он так и не попробует их)
- и прочие разные мелочи
При реализации «в лоб» получим «эффект кобры». Сделали KPI — «больше отгрузок — больше денег» = менеджеры по продажам загрузили склады клиентов тем товаром, который подороже и с отсрочкой платежа = все получили премии.
Обычно это товар категории С — он плохо продается (потому что особо не нужен рынку), на него легче делать скидку, на складе его запасов много.
Дальше, собственно, продажи встали. Клиент малоходовой товар продать не может, склады у клиента заняты, клиент еще при этом денег поставщику должен.
В лучшем случае клиент сделает возврат и больше с таким поставщиком работать не будет.
Вариант мотивации для сотрудников отдела продаж
Мы хотим от отдела продаж хотя бы +25% прироста. Да, есть творческие лица, которые пишут планы на +50% — но это только радует акционеров на этапе утверждения планов…
Хорошо, как получить эти 25%? У нас есть постоянные клиенты (ими будут заниматься менеджеры по ключевым клиентам) и новые клиенты, которых еще надо найти (вот это будет работа для рядовых менеджеров по продажам).
Нарисуем примерную схему типичного отдела продаж
В данной схеме подразумевается что «менеджер по продажам» = «торговый представитель»
С точки зрения резервирования и управляемости всё хорошо:
- менеджеров по ключевым клиентам два (люди могут заболеть, уйти в отпуск, уволиться)
- руководителя отдела продаж на период отпуска может подменить или супервайзер или менеджер по ключевым клиентам
- рядовым менеджерам есть куда расти в компании — на следующей ступеньке или супервайзер или КАМ (он же Key Account manager)
- у КАМ или у супервайзера тоже есть ступенька выше — руководитель отдела продаж
Итак, мы хотим +25% годового прироста в продажах, пишем планы :)
За что будем мотивировать?
РОП (Руководитель отдела продаж)
- выполнение плана по продажам (и отгрузки и приходы денег)
- полнота продаж ассортимента
- рост продаж +25%
- минимизация общей дебиторской задолженности
- минимизация просроченной дебиторской задолженности
- рост клиентской базы
КАМ (ключевые клиенты):
- можно мотивировать за отгрузки, менеджер опытный, клиенты известные уже в работе
- удержание ключевых клиентов (т.е. рост должен быть выше инфляции >10%)
- контроль полноты ассортимента (нужно обеспечить, что бы крупный клиент попробовал весь ассортимент)
- контроль просроченной дебиторской задолженности
- контроль общей дебиторской задолженности по каждому клиенту (лимит, да — иначе клиент с отсрочкой платежа может сделать подряд много закупок и образуется большой долг)
Супервайзер:
- рост клиентской базы
- выполнение плана по количеству новых клиентов
- активность менеджеров по посещениям (если менеджеров нет «в полях» — то результата вообще не будет)
- минимизация просроченной дебиторской задолженности
Новые клиенты (рядовые менеджеры):
- мотивация только за приход денег в компанию (по отгрузкам нельзя — иначе много товара уйдет клиентам, которые еще неизвестно как будут платить)
- наработка новых клиентов (планы по менеджерам)
- установка минимальной первой закупки (иначе менеджеры будут отгружать мелочь, что бы выполнить план по числу новых клиентов)
- минимальный перечень ассортимента, который новый клиент должен взять (либо в первую закупку, либо в течении какого-либо периода)
Подпишитесь в VKontakte - нажмите кнопку | ||
Подпишитесь в Telegram - нажмите кнопку | ||
Наша группа ODNOKLASSNIKI |
Вы можете сохранить ссылку на эту страницу себе на компьютер в виде htm файла
Пишите на электронную почту (тема и email будут добавлены автоматически в письмо)
В Вашем браузере должна быть настроена обработка ссылок mailto
site_post@bk.ru
или просто скопируйте адрес e-mail
Почитать в разделе
Персонал в бизнесе

(Читать полностью...)
- Всего статей в разделе: 7
- Показано статей в списке: 6
- Сортировка: название по алфавиту
Как управлять сотрудниками

(Читать полностью...)
Многозадачность сотрудника
Многозадачность сотрудника - это более плохо, чем...(Читать полностью...)
Мотивация персонала

(Читать полностью...)
Порядок заполнения трудовой книжки

(Читать полностью...)
Расчет отпуска сотрудника

(Читать полностью...)
Расчеты с персоналом

(Читать полностью...)