G|Translate: Беларуская мова BE English EN Deutsch DE Italiano IT Русский RU Español ES Українська UK

Отчеты P&L и CashFlow

В любом бизнесе необходимо контролировать два основных параметра:

Отчеты P&L и CashFlow

1. Прибыльность бизнеса – P&L или P’n’L (profit and lost = прибыли и убытки, сокращение аналогичное как для rock’n’roll = rock and roll = раскачиваться и крутиться)
2. Движение денежных средств – CashFlow (в варианте РСБУ это называется ДДС = движение денежных средства)

Казалось бы, если бизнес прибыльный, зачем беспокоиться о движении денег. Прибыль есть и хорошо.

Посмотрим на примере УСНО (для ОСНО ситуация другая — там отгрузки как маржинальная прибыль).

Есть ООО на УСНО, платит 6% от прихода денег. Есть сотрудник с окладом 100 000 (т.е. 87 000 на руки и 13 000 НДФЛ), который приносит компании в месяц договоров на 200 000 рублей. И конечно, на зарплату еще есть оплата в фонды 30% (грубо) в сумме 30 000 р.

Бюджет в формате P&L

 январьфевральмартапрель
     
Сумма по договорам200 000200 000200 000200 000
     
ЗП сотрудника87 00087 00087 00087 000
НДФЛ13 00013 00013 00013 000
Фонды30 00030 00030 00030 000
     
Налог 6%12 00012 00012 00012 000
     
Прибыль58 00058 00058 00058 000

Вроде все прекрасно = 58 000 рублей прибыли ежемесячно.

Посмотрим на CashFlow и вспомним:
а) 25-го числа в аванс платится 30% от оклада
б) 10-го числа платится остальная часть зп и налог НДФЛ
в) фактически оплата по договорам поступает в конце квартала
г) оплата в фонды по итогам квартала

Движение денежных средств CashFlow

 январьфевральмартапрель
     
Поступление денег на счет00600 0000
     
Аванс30 00030 00030 00030 000
ЗП сотрудника057 00057 00057 000
НДФЛ013 00013 00013 000
Фонды00090 000
     
Налог 6%0036 0000
     
     

Видно, что в январе и февраля расходы денег есть, а прихода денег нет. Если на начала года в кассе нет 130 000 рублей, то образуется кассовый разрыв. Платить нечем и фирма может закрыться. Это все несмотря на то, что сам бизнес прибыльный.

Более того, из таблиц видно, что приход денег на счет в марте в количестве 464 т.руб. вовсе не означает, что в этом месяце компания много заработала. Эти деньги нельзя просто взять и потратить на свои хотелки. Необходимо вычислять, какие есть обязательные платежи сейчас, какие потом, какие долги надо закрыть. Возможна ситуация, когда деньги на счете есть, а сам бизнес убыточный (т.е. просто часть платежей не была вовремя сделана).

Успешный бизнес — это:

1. Есть прибыль, т.е. бизнес работает выше точки безубыточности

2. Нет кассовых разрывов, т.е. есть контроль над движением денежных средств.

Принципиальное различие P&L и CashFlow:

CashFlow — реальность движения денег, деньги пришли, деньги ушли

P&L — оценка прибыльности бизнеса с учетом:

отгрузки (маржинальная прибыль)- т.е. товар Вы отгрузили клиенту, но денег еще пока не получили (но в соответствии с правилами бухучета РСБУ для ОСНО Вы уже получили прибыль и должны заплатить налоги, в P&L Ваши отгрузки отразятся как продажи)

расходы — не по реальным расходам денег, а по наличию закрывающих документов (Актов и прочее), т.е. если поставщик Акты вовремя не сделал, то расходов денег не видно, прибыль больше, акционеры радуются (но на конец года все равно все Акты закроются и акционеры расстроятся резкому падению прибыли)

P&L фактически показывает прибыль в формате EBITDA — но для оперативного управления компанией лучше не использовать по причинам, указанным выше (маржинальная прибыль показана по отгрузкам, расходы только по закрытым Актам). Скажем так, некоторые менеджеры смогут данный показатель очень хорошо сделать в 1-м квартале — быстро нагрузить товара всем клиентам (включая и тех, которые платить особо не любят) и «договориться» с контрагентами о переносе подписании Актов по услугам в следующий квартал. Цифра EBITDA будет отличной для первого квартала — но потом придется решать проблемы долгов с покупателями и закрывать Акты по реально израсходованным деньгам.

 


Вы можете сохранить ссылку на эту страницу себе на компьютер в виде htm файла




Почитать в разделе: РСБУ и МСФО

  • Всего статей в разделе: 10
  • Показано статей в списке: 9
  • Сортировка: название по алфавиту

SWOT анализ

Это метод стратегического планирования, основанный на разделении всех факторов (влияющих на бизнес) на 4 категории.  Акроним SWOT был впервые введён в 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам бизнес-политики профессором Кеннетом Эндрюсом. Акроним SWOT основан на первых буквах английских терминов: Strengths (сильные стороны) Weaknesses (слабые стороны) Opportunities (возможности) Threats (угрозы) Обычно SWOT анализ бизнеса/предприятия представлен в виде таблицы.   Положительное влияние Отрицательное влияние Внутренняя...
(Читать полностью...)

Анализ баланса предприятия

Анализ баланса предприятия. На что обратить...
(Читать полностью...)

Анализ финансового состояния

Проведение финансового анализа предприятия  позволяет оценить правильность управления финансовыми ресурсами организации и определяется способность организации погасить свои долги и обязательства. Можно отметить, что финансы имеют абсолютный приоритет. Может быть такая ситуация, что с продажами (услуг, товаров) все очень хорошо (рост в разы), но на продвижение потрачено много денег и на выходе просто нет прибыли…. Удобнее всего для  анализа брать итоги работы за год и сравнивать с предыдущим годом. Финансовый анализ в базовом варианте состоит из 3-х этапов. Этап 1 Анализ финансовых результатов - схема формирования и распределения прибыли - анализ доходности предприятия по...
(Читать полностью...)

Бизнес план

Бизнес-план - это планирование бизнеса до момента начала вложения денег. То есть сначала планируем и считаем - только потом начинаем тратить деньги. Вне зависимости от сложности бизнеса и его сферы, инвесторы хотят получить от бизнес-плана ответы на ряд важных вопросов: 1. Сколько денег может в принципе приносить бизнес (максимальная прибыль в год) 2. Какой размер инвестиций для запуска или покупки бизнеса 3. Период подготовки запуска бизнеса (строительство, оформление документации, прочее) Комментарий: Пункт 1  на самом деле состоит из двух важных частей: -  будет ли ЭТО (товары, услуги) продаваться? Тут чистый маркетинг - цены по сравнению с конкурентами, насыщенность рынка,...
(Читать полностью...)

Бюджетирование

Это достаточно простая вещь, но не всегда понятно, зачем она нужна (тем более, что при всей простоте достаточно большие временные затраты на расчеты). В двух словах – мы планируем бюджет продаж на год по месяцам (т.е. наши оценки, сколько продадим) и бюджеты расходов тоже на год по месяцам (фонд ЗП, маркетинг, расходы на офис и прочее). Традиционно в бюджетировании учитывается только расчет прибыли до налогообложения. Зачем на это тратить время? Данные варианты расчетов позволяют оценить и продажи и возможные расходы и оценить прибыль. Сравнение фактических цифр по итогам каждого месяца (и потом по итогам года) с расчетными бюджетными цифрами позволяет обеспечить принятие правильных...
(Читать полностью...)

Инвестиции

Инвестиции. Учет...
(Читать полностью...)

Какая бывает прибыль

Прибыль бывает разная, данным словом могут обозначаться совершенно разные понятия. И прежде чем обсуждать вопрос «какую мы ожидаем прибыль?» необходимо определиться, что мы имеем ввиду. Рассмотрим три основных вида прибыли. 1. Маржинальная прибыль Это не совсем прибыль, маржинальной прибылью называется сумма денег, которую компания получила от продажи товара (без учетов расходов компании). Маржинальная прибыль = Чистый доход от продаж - Себестоимость реализованной продукции или услуги Следует понимать, что еще маржинальную прибыль вычисляется  при продаже товаров следующим образом = количество проданных товаров, умноженное на среднюю маржу на товар (цена -...
(Читать полностью...)

Оборачиваемость

Здесь мы рассмотрим оборачиваемость товара, т.е. за сколько времени продаем средний товарный запас на складе. Это соотношение скорости продаж к среднему запасу товара. Оборачиваемость товара считается только там, где есть физически товар. Для услуг понятия оборачиваемости не существует. С практической точки зрения – очень важный параметр, особенно в ритейле, т.е на рынке b2c. Многие ритейлеры требуют, что бы оборачиваемость товара была полной за 3 месяца (обычный тестовый период для нового поставщика). Т.е. поставили на полки 100 единиц товара – значит за период 3 месяца должно продаться 100 единиц товара. С точки зрения ритейлера это означает: - товар знают конечные покупатели -...
(Читать полностью...)

Точка безубыточности

Точка безубыточности и почему она очень важна. Точка безубыточности – это пожалуй один из самых главных показателей. Это такое состояние бизнеса, когда расходы равны доходам, т.е. прибыль равна 0. Это фактически самый первый параметр, который нужно просчитывать при организации бизнеса. Иначе смысла нет заниматься бизнесом, все бегают, куча народа работает – а выхлопа нет…. Более того, годовая прибыль должна быть на уровне выше чем 15% от вложенных денег – иначе проще бизнес продать, деньги вытащить и положить в банк под 10% годовых. Можно пояснить примером: Допустим, в месяц расходы Вашей фирмы составляют 100 000 руб., средняя наценка на товар 30% (если фирма занимается торговлей)....
(Читать полностью...)