Это достаточно простая вещь, но не всегда понятно, зачем она нужна (тем более, что при всей простоте достаточно большие временные затраты на расчеты).
В двух словах – мы планируем бюджет продаж на год по месяцам (т.е. наши оценки, сколько продадим) и бюджеты расходов тоже на год по месяцам (фонд ЗП, маркетинг, расходы на офис и прочее). Традиционно в бюджетировании учитывается только расчет прибыли до налогообложения.
Зачем на это тратить время? Данные варианты расчетов позволяют оценить и продажи и возможные расходы и оценить прибыль. Сравнение фактических цифр по итогам каждого месяца (и потом по итогам года) с расчетными бюджетными цифрами позволяет обеспечить принятие правильных финансовых и управленческих решений.
Как связан бюджет и реальные финансовые средства? Бюджет — это как бы идеальное использование денежных средств:
— аренда платится месяц в месяц
— зп текущего месяца выдается 30 числа и попадает в расчеты текущего месяца
— клиенты платят за товар сразу, т.е. отгрузил и сразу получил деньги
С учетом реальности нашего мира, есть еще P&L (profit and lost) и CashFlow (оно же движение денежных средств, в российской бухгалтерии ДДС).
*******************************
Если бюджетирования и финансового анализа в компании нет = то обычно бывает так. По итогам месяца в кассе/на счете есть 100 тр. Хорошо это или плохо? Хватит ли этих денег на текущие расходы в следующем месяце/квартале? Бизнес растет или наоборот находится ниже точки безубыточности? Можно ли из этих 100 тр., например, потратить 50 тр. на мощный кондиционер в офис? А расчетов нет – и никто на эти вопросы ответить не может.
*******************************
Посмотрим варианты бюджетирования на промере индивидуального предпринимателя. Нет как такового фонда ЗП, нет офиса.
Вы индивидуальный предприниматель, у Вас есть интернет-магазин, касса (сокращенно ККМ) и Вы продаете товары. Склада нет, товар хранится дома :)
Для жизни Вам надо 50 000р. дохода ежемесячно (жены и детей нет). Товар Вы доставляете на своей автомашине.
Товар покупаете у поставщика = 200р (за единицу товара)
Товар в продаже через магазин = 400р. (вроде неплохо, наценка 100%)
Стоимость обслуживания ККМ = 10 000р. в год (оплата 2500 ежеквартально)
Стоимость замены ЭКЛЗ для ККМ 1 раз в год = 10 000р
Налог 6% от продаж = ежемесячно
В пенсионный фонд (за год) = 30 000р.
Затраты на 1 доставку = 200р (бензин)
Доп.затраты на автомашину в месяц = 5 000р. (мелкий ремонт, штрафы и тд)
Доставок в день = 3 (будете работать в месяц 20 рабочих дней)
Стоимость доставки = от суммы в 2 000р. (т.е. 5 единиц товара)
Затраты на сайт (хостинг и домен) = 4000р. в год
Затраты на рекламу интернет-магазина = 5 000р. в месяц
Сводим данные в таблицу Excel (или другую специализированную программу), видим результат:
Нехорошо. В месяц получается по 30 тр, в отдельные месяца результат и вообще отрицательный. Значит для нашего бизнеса маловато 3 заказа в день по 2000р.
Посмотрим, что будет при 5-ти заказах в день, будем работать по субботам (24 рабочих дня в месяц), сделаем минимальный заказ 2800р. и будем тратить на рекламу 10 000р. в месяц.
Ну вот, наш ИП стал вроде нормально зарабатывать, около 100 тр в месяц. Но на самом деле это еще далеко от реальности:
— много в таком режиме (6 рабочих дней из 7) не проработаешь
— нужен еще отпуск (т.к. ИП работает один, некому будет возить заказы)
— и совсем не факт, что реклама в 10 тр даст объем заказов 5 в день
Сделаем еще ближе к реальности:
— примем 22 рабочих дня
— один месяц на отпуск — июль
— 4 заказа в день
— затраты на рекламу 20 тр
Итого у нас получилось заработать 639 тр в год, в среднем 53 тр. в месяц. Вроде хорошо, но надо внимательно посмотреть на цифры. При ежемесячной продаже в 600-700 шт. квартиры под склад уже не хватит, нужно его где-то арендовать и добавить к расходам еще 15 тр. Сделаем последний вариант бюджета:
— аренда склада 15 тр
— не забудем мобильный телефон в коде 495 = 3 тр (типа Алло-Инкогнито)
— 5 заказов в день
— затраты на рекламу 30 тр
Итого у нас получилось заработать 593 тр в год, в среднем 49 тр. в месяц. Конечно, в реальности будут еще расходы и нюансы, которые трудно предусмотреть сразу (например, сезонность бизнеса). Но, по крайней мере, уже можно делать ежемесячный анализ бизнеса и видеть текущую ситуацию. И для Вас не будет сюрпризом финансовый результат за полугодие/год. И заниматься бюджетированием надо до начала бизнеса, будут видны и примерные доходы и примерные расходы. И по итогам каждого месяца необходимо сверяться с бюджетов = что по факту, лучше или хуже. Обычно бывает хуже….
Для желающих «поиграть» цифрами – можно скачать варианты бюджетов здесь (Excel в объеме 4 листа в RAR-файле).
Подпишитесь в VKontakte - нажмите кнопку | ||
Подпишитесь в Telegram - нажмите кнопку | ||
Наша группа ODNOKLASSNIKI |
Вы можете сохранить ссылку на эту страницу себе на компьютер в виде htm файла
Пишите на электронную почту (тема и email будут добавлены автоматически в письмо)
В Вашем браузере должна быть настроена обработка ссылок mailto
site_post@bk.ru
или просто скопируйте адрес e-mail
Почитать в разделе
РСБУ и МСФО
С финансовой отчетностью не всё так просто :) Существуют две РАЗНЫЕ базовые системы учета. МСФО = Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS англ. International Financial Reporting Standards) Набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчётности, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия. С 1973 по 2001 год стандарты разрабатывал Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (Board of the International Accounting Standards Committee) (IASC) и выпускал их под названием International Accounting Standards (IAS). В 2001 году IASC был реорганизован в Совет по...(Читать полностью...)
- Всего статей в разделе: 10
- Показано статей в списке: 9
- Сортировка: название по алфавиту
SWOT анализ
Это метод стратегического планирования, основанный на разделении всех факторов (влияющих на бизнес) на 4 категории. Акроним SWOT был впервые введён в 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам бизнес-политики профессором Кеннетом Эндрюсом. Акроним SWOT основан на первых буквах английских терминов: Strengths (сильные стороны) Weaknesses (слабые стороны) Opportunities (возможности) Threats (угрозы) Обычно SWOT анализ бизнеса/предприятия представлен в виде таблицы. Положительное влияние Отрицательное влияние Внутренняя среда Strengths Weaknesses Внешняя среда Opportunities Threats Задача SWOT анализа – дать описание бизнеса на основе четырех...(Читать полностью...)
Анализ баланса предприятия
Анализ баланса предприятия. На что обратить...(Читать полностью...)
Анализ финансового состояния
Проведение финансового анализа предприятия позволяет оценить правильность управления финансовыми ресурсами организации и определяется способность организации погасить свои долги и обязательства. Можно отметить, что финансы имеют абсолютный приоритет. Может быть такая ситуация, что с продажами (услуг, товаров) все очень хорошо (рост в разы), но на продвижение потрачено много денег и на выходе просто нет прибыли…. Удобнее всего для анализа брать итоги работы за год и сравнивать с предыдущим годом. Финансовый анализ в базовом варианте состоит из 3-х этапов. Этап 1 Анализ финансовых результатов - схема формирования и распределения прибыли - анализ доходности предприятия по...(Читать полностью...)
Бизнес план
Бизнес-план - это планирование бизнеса до момента начала вложения денег. То есть сначала планируем и считаем - только потом начинаем тратить деньги. Вне зависимости от сложности бизнеса и его сферы, инвесторы хотят получить от бизнес-плана ответы на ряд важных вопросов: 1. Сколько денег может в принципе приносить бизнес (максимальная прибыль в год) 2. Какой размер инвестиций для запуска или покупки бизнеса 3. Период подготовки запуска бизнеса (строительство, оформление документации, прочее) Комментарий: Пункт 1 на самом деле состоит из двух важных частей: - будет ли ЭТО (товары, услуги) продаваться? Тут чистый маркетинг - цены по сравнению с конкурентами, насыщенность рынка,...(Читать полностью...)
Инвестиции
Инвестиции. Учет...(Читать полностью...)
Какая бывает прибыль
Прибыль бывает разная, данным словом могут обозначаться совершенно разные понятия. И прежде чем обсуждать вопрос «какую мы ожидаем прибыль?» необходимо определиться, что мы имеем ввиду. Рассмотрим три основных вида прибыли. 1. Маржинальная прибыль Это не совсем прибыль, маржинальной прибылью называется сумма денег, которую компания получила от продажи товара (без учетов расходов компании). Маржинальная прибыль = Чистый доход от продаж - Себестоимость реализованной продукции или услуги Следует понимать, что еще маржинальную прибыль вычисляется при продаже товаров следующим образом = количество проданных товаров, умноженное на среднюю маржу на товар (цена -...(Читать полностью...)
Оборачиваемость
Здесь мы рассмотрим оборачиваемость товара, т.е. за сколько времени продаем средний товарный запас на складе. Это соотношение скорости продаж к среднему запасу товара. Оборачиваемость товара считается только там, где есть физически товар. Для услуг понятия оборачиваемости не существует. С практической точки зрения – очень важный параметр, особенно в ритейле, т.е на рынке b2c. Многие ритейлеры требуют, что бы оборачиваемость товара была полной за 3 месяца (обычный тестовый период для нового поставщика). Т.е. поставили на полки 100 единиц товара – значит за период 3 месяца должно продаться 100 единиц товара. С точки зрения ритейлера это означает: - товар знают конечные покупатели -...(Читать полностью...)
Отчеты P&L и CashFlow
В любом бизнесе необходимо контролировать два основных параметра: 1. Прибыльность бизнеса – P&L или P'n'L (profit and lost = прибыль и убытки, сокращение аналогичное как для rock'n'roll = rock and roll = раскачиваться и крутиться) 2. Движение денежных средств – CashFlow (в варианте РСБУ это называется ДДС = движение денежных средства) Если бизнес прибыльный, зачем беспокоиться о движении денег. Прибыль есть и хорошо. Посмотрим на примере УСНО (для ОСНО ситуация другая - там отгрузки как маржинальная прибыль). Есть ООО на УСНО, платит 6% от прихода денег. Есть сотрудник с окладом 100 000 (т.е. 87 000 на руки и 13 000 НДФЛ), который приносит компании в месяц...(Читать полностью...)
Точка безубыточности
Точка безубыточности и почему она очень важна. Точка безубыточности – это пожалуй один из самых главных показателей. Это такое состояние бизнеса, когда расходы равны доходам, т.е. прибыль равна 0. Это фактически самый первый параметр, который нужно просчитывать при организации бизнеса. Иначе смысла нет заниматься бизнесом, все бегают, куча народа работает – а выхлопа нет…. Более того, годовая прибыль должна быть на уровне выше чем 15% от вложенных денег – иначе проще бизнес продать, деньги вытащить и положить в банк под 10% годовых. Можно пояснить примером: Допустим, в месяц расходы Вашей фирмы составляют 100 000 руб., средняя наценка на товар 30% (если фирма занимается торговлей)....(Читать полностью...)