Это достаточно простая вещь, но не всегда понятно, зачем она нужна (тем более, что при всей простоте достаточно большие временные затраты на расчеты).
В двух словах – мы планируем бюджет продаж на год по месяцам (т.е. наши оценки, сколько продадим) и бюджеты расходов тоже на год по месяцам (фонд ЗП, маркетинг, расходы на офис и прочее). Традиционно в бюджетировании учитывается только расчет прибыли до налогообложения.
Зачем на это тратить время? Данные варианты расчетов позволяют оценить и продажи и возможные расходы и оценить прибыль. Сравнение фактических цифр по итогам каждого месяца (и потом по итогам года) с расчетными бюджетными цифрами позволяет обеспечить принятие правильных финансовых и управленческих решений.
Как связан бюджет и реальные финансовые средства? Бюджет — это как бы идеальное использование денежных средств:
— аренда платится месяц в месяц
— зп текущего месяца выдается 30 числа и попадает в расчеты текущего месяца
— клиенты платят за товар сразу, т.е. отгрузил и сразу получил деньги
С учетом реальности нашего мира, есть еще P&L (profit and lost) и CashFlow (оно же движение денежных средств, в российской бухгалтерии ДДС).
*******************************
Если бюджетирования и финансового анализа в компании нет = то обычно бывает так. По итогам месяца в кассе/на счете есть 100 тр. Хорошо это или плохо? Хватит ли этих денег на текущие расходы в следующем месяце/квартале? Бизнес растет или наоборот находится ниже точки безубыточности? Можно ли из этих 100 тр., например, потратить 50 тр. на мощный кондиционер в офис? А расчетов нет – и никто на эти вопросы ответить не может.
*******************************
Посмотрим варианты бюджетирования на промере индивидуального предпринимателя. Нет как такового фонда ЗП, нет офиса.
Вы индивидуальный предприниматель, у Вас есть интернет-магазин, касса (сокращенно ККМ) и Вы продаете товары. Склада нет, товар хранится дома :)
Для жизни Вам надо 50 000р. дохода ежемесячно (жены и детей нет). Товар Вы доставляете на своей автомашине.
Товар покупаете у поставщика = 200р (за единицу товара)
Товар в продаже через магазин = 400р. (вроде неплохо, наценка 100%)
Стоимость обслуживания ККМ = 10 000р. в год (оплата 2500 ежеквартально)
Стоимость замены ЭКЛЗ для ККМ 1 раз в год = 10 000р
Налог 6% от продаж = ежемесячно
В пенсионный фонд (за год) = 30 000р.
Затраты на 1 доставку = 200р (бензин)
Доп.затраты на автомашину в месяц = 5 000р. (мелкий ремонт, штрафы и тд)
Доставок в день = 3 (будете работать в месяц 20 рабочих дней)
Стоимость доставки = от суммы в 2 000р. (т.е. 5 единиц товара)
Затраты на сайт (хостинг и домен) = 4000р. в год
Затраты на рекламу интернет-магазина = 5 000р. в месяц
Сводим данные в таблицу Excel (или другую специализированную программу), видим результат:
Нехорошо. В месяц получается по 30 тр, в отдельные месяца результат и вообще отрицательный. Значит для нашего бизнеса маловато 3 заказа в день по 2000р.
Посмотрим, что будет при 5-ти заказах в день, будем работать по субботам (24 рабочих дня в месяц), сделаем минимальный заказ 2800р. и будем тратить на рекламу 10 000р. в месяц.
Ну вот, наш ИП стал вроде нормально зарабатывать, около 100 тр в месяц. Но на самом деле это еще далеко от реальности:
— много в таком режиме (6 рабочих дней из 7) не проработаешь
— нужен еще отпуск (т.к. ИП работает один, некому будет возить заказы)
— и совсем не факт, что реклама в 10 тр даст объем заказов 5 в день
Сделаем еще ближе к реальности:
— примем 22 рабочих дня
— один месяц на отпуск — июль
— 4 заказа в день
— затраты на рекламу 20 тр
Итого у нас получилось заработать 639 тр в год, в среднем 53 тр. в месяц. Вроде хорошо, но надо внимательно посмотреть на цифры. При ежемесячной продаже в 600-700 шт. квартиры под склад уже не хватит, нужно его где-то арендовать и добавить к расходам еще 15 тр. Сделаем последний вариант бюджета:
— аренда склада 15 тр
— не забудем мобильный телефон в коде 495 = 3 тр (типа Алло-Инкогнито)
— 5 заказов в день
— затраты на рекламу 30 тр
Итого у нас получилось заработать 593 тр в год, в среднем 49 тр. в месяц. Конечно, в реальности будут еще расходы и нюансы, которые трудно предусмотреть сразу (например, сезонность бизнеса). Но, по крайней мере, уже можно делать ежемесячный анализ бизнеса и видеть текущую ситуацию. И для Вас не будет сюрпризом финансовый результат за полугодие/год. И заниматься бюджетированием надо до начала бизнеса, будут видны и примерные доходы и примерные расходы. И по итогам каждого месяца необходимо сверяться с бюджетов = что по факту, лучше или хуже. Обычно бывает хуже….
Для желающих «поиграть» цифрами – можно скачать варианты бюджетов здесь (Excel в объеме 4 листа в RAR-файле).
Подпишитесь в VKontakte - нажмите кнопку | ||
Подпишитесь в Telegram - нажмите кнопку | ||
Наша группа ODNOKLASSNIKI |
Вы можете сохранить ссылку на эту страницу себе на компьютер в виде htm файла
Пишите на электронную почту (тема и email будут добавлены автоматически в письмо)
В Вашем браузере должна быть настроена обработка ссылок mailto
site_post@bk.ru
или просто скопируйте адрес e-mail
Почитать в разделе
РСБУ и МСФО
![](https://titovsergei.ru/wp-content/uploads/tsl-thumb/msfo-150x150.jpg)
(Читать полностью...)
- Всего статей в разделе: 10
- Показано статей в списке: 9
- Сортировка: название по алфавиту
SWOT анализ
![](https://titovsergei.ru/wp-content/uploads/page/swot-150x150.jpg)
(Читать полностью...)
Анализ баланса предприятия
Анализ баланса предприятия. На что обратить...(Читать полностью...)
Анализ финансового состояния
![](https://titovsergei.ru/wp-content/uploads/page/finance-150x150.jpg)
(Читать полностью...)
Бизнес план
![](https://titovsergei.ru/wp-content/uploads/page/plan-150x150.jpg)
(Читать полностью...)
Инвестиции
Инвестиции. Учет...(Читать полностью...)
Какая бывает прибыль
![](https://titovsergei.ru/wp-content/uploads/page/profit-150x150.jpg)
(Читать полностью...)
Оборачиваемость
![](https://titovsergei.ru/wp-content/uploads/page/turnover-150x150.jpg)
(Читать полностью...)
Отчеты P&L и CashFlow
![](https://titovsergei.ru/wp-content/uploads/tsl-thumb/pl-150x150.jpg)
(Читать полностью...)
Точка безубыточности
![](https://titovsergei.ru/wp-content/uploads/page/point-150x150.jpg)
(Читать полностью...)