Это достаточно простая вещь, но не всегда понятно, зачем она нужна (тем более, что при всей простоте достаточно большие временные затраты на расчеты).
В двух словах – мы планируем бюджет продаж на год по месяцам (т.е. наши оценки, сколько продадим) и бюджеты расходов тоже на год по месяцам (фонд ЗП, маркетинг, расходы на офис и прочее). Традиционно в бюджетировании учитывается только расчет прибыли до налогообложения.
Зачем на это тратить время? Данные варианты расчетов позволяют оценить и продажи и возможные расходы и оценить прибыль. Сравнение фактических цифр по итогам каждого месяца (и потом по итогам года) с расчетными бюджетными цифрами позволяет обеспечить принятие правильных финансовых и управленческих решений.
Как связан бюджет и реальные финансовые средства? Бюджет — это как бы идеальное использование денежных средств:
— аренда платится месяц в месяц
— зп текущего месяца выдается 30 числа и попадает в расчеты текущего месяца
— клиенты платят за товар сразу, т.е. отгрузил и сразу получил деньги
С учетом реальности нашего мира, есть еще P&L (profit and lost) и CashFlow (оно же движение денежных средств, в российской бухгалтерии ДДС).
*******************************
Если бюджетирования и финансового анализа в компании нет = то обычно бывает так. По итогам месяца в кассе/на счете есть 100 тр. Хорошо это или плохо? Хватит ли этих денег на текущие расходы в следующем месяце/квартале? Бизнес растет или наоборот находится ниже точки безубыточности? Можно ли из этих 100 тр., например, потратить 50 тр. на мощный кондиционер в офис? А расчетов нет – и никто на эти вопросы ответить не может.
*******************************
Посмотрим варианты бюджетирования на промере индивидуального предпринимателя. Нет как такового фонда ЗП, нет офиса.
Вы индивидуальный предприниматель, у Вас есть интернет-магазин, касса (сокращенно ККМ) и Вы продаете товары. Склада нет, товар хранится дома :)
Для жизни Вам надо 50 000р. дохода ежемесячно (жены и детей нет). Товар Вы доставляете на своей автомашине.
Товар покупаете у поставщика = 200р (за единицу товара)
Товар в продаже через магазин = 400р. (вроде неплохо, наценка 100%)
Стоимость обслуживания ККМ = 10 000р. в год (оплата 2500 ежеквартально)
Стоимость замены ЭКЛЗ для ККМ 1 раз в год = 10 000р
Налог 6% от продаж = ежемесячно
В пенсионный фонд (за год) = 30 000р.
Затраты на 1 доставку = 200р (бензин)
Доп.затраты на автомашину в месяц = 5 000р. (мелкий ремонт, штрафы и тд)
Доставок в день = 3 (будете работать в месяц 20 рабочих дней)
Стоимость доставки = от суммы в 2 000р. (т.е. 5 единиц товара)
Затраты на сайт (хостинг и домен) = 4000р. в год
Затраты на рекламу интернет-магазина = 5 000р. в месяц
Сводим данные в таблицу Excel (или другую специализированную программу), видим результат:
Нехорошо. В месяц получается по 30 тр, в отдельные месяца результат и вообще отрицательный. Значит для нашего бизнеса маловато 3 заказа в день по 2000р.
Посмотрим, что будет при 5-ти заказах в день, будем работать по субботам (24 рабочих дня в месяц), сделаем минимальный заказ 2800р. и будем тратить на рекламу 10 000р. в месяц.
Ну вот, наш ИП стал вроде нормально зарабатывать, около 100 тр в месяц. Но на самом деле это еще далеко от реальности:
— много в таком режиме (6 рабочих дней из 7) не проработаешь
— нужен еще отпуск (т.к. ИП работает один, некому будет возить заказы)
— и совсем не факт, что реклама в 10 тр даст объем заказов 5 в день
Сделаем еще ближе к реальности:
— примем 22 рабочих дня
— один месяц на отпуск — июль
— 4 заказа в день
— затраты на рекламу 20 тр
Итого у нас получилось заработать 639 тр в год, в среднем 53 тр. в месяц. Вроде хорошо, но надо внимательно посмотреть на цифры. При ежемесячной продаже в 600-700 шт. квартиры под склад уже не хватит, нужно его где-то арендовать и добавить к расходам еще 15 тр. Сделаем последний вариант бюджета:
— аренда склада 15 тр
— не забудем мобильный телефон в коде 495 = 3 тр (типа Алло-Инкогнито)
— 5 заказов в день
— затраты на рекламу 30 тр
Итого у нас получилось заработать 593 тр в год, в среднем 49 тр. в месяц. Конечно, в реальности будут еще расходы и нюансы, которые трудно предусмотреть сразу (например, сезонность бизнеса). Но, по крайней мере, уже можно делать ежемесячный анализ бизнеса и видеть текущую ситуацию. И для Вас не будет сюрпризом финансовый результат за полугодие/год. И заниматься бюджетированием надо до начала бизнеса, будут видны и примерные доходы и примерные расходы. И по итогам каждого месяца необходимо сверяться с бюджетов = что по факту, лучше или хуже. Обычно бывает хуже….
Для желающих «поиграть» цифрами – можно скачать варианты бюджетов здесь (Excel в объеме 4 листа в RAR-файле).
Подпишитесь в VKontakte - нажмите кнопку | ||
Подпишитесь в Telegram - нажмите кнопку | ||
Наша группа ODNOKLASSNIKI |
Вы можете сохранить ссылку на эту страницу себе на компьютер в виде htm файла
Пишите на электронную почту (тема и email будут добавлены автоматически в письмо)
В Вашем браузере должна быть настроена обработка ссылок mailto
site_post@bk.ru
или просто скопируйте адрес e-mail
Почитать в разделе
РСБУ и МСФО

(Читать полностью...)
- Всего статей в разделе: 10
- Показано статей в списке: 9
- Сортировка: название по алфавиту
SWOT анализ

(Читать полностью...)
Анализ баланса предприятия
Анализ баланса предприятия. На что обратить...(Читать полностью...)
Анализ финансового состояния

(Читать полностью...)
Бизнес план

(Читать полностью...)
Инвестиции
Инвестиции. Учет...(Читать полностью...)
Какая бывает прибыль

(Читать полностью...)
Оборачиваемость

(Читать полностью...)
Отчеты P&L и CashFlow

(Читать полностью...)
Точка безубыточности

(Читать полностью...)