РСБУ и МСФО

С финансовой отчетностью не всё так просто :)

Существуют две РАЗНЫЕ базовые системы учета.

МСФО = Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS англ. International Financial Reporting Standards)

Набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчётности, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия.

РСБУ и МСФО

С 1973 по 2001 год стандарты разрабатывал Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (Board of the International Accounting Standards Committee) (IASC) и выпускал их под названием International Accounting Standards (IAS). В 2001 году IASC был реорганизован в Совет по Международным стандартам финансовой отчётности (IASB). В апреле 2001 года IASB принял существовавшие IAS и продолжил работу, выпуская вновь создаваемые стандарты под названием IFRS.

МСФО, в отличии от некоторых национальных правил составления отчётности, представляют собой стандарты, основанные на принципах, а не на жестко прописанных правилах. Цель состоит в том, чтобы в любой практической ситуации составители могли следовать духу принципов, а не пытаться найти лазейки в чётко прописанных правилах, которые позволили бы обойти какие-либо базовые положения. Среди принципов: принцип начисления (accrual basis), принцип непрерывности деятельности (going concern), осторожности (prudence), уместности (relevance) и ряд других.

Международные стандарты финансовой отчётности приняты как обязательные в нескольких странах Европы. В большинстве стран Европы отчётность в соответствии с МСФО обязаны подготавливать компании, чьи ценные бумаги обращаются на бирже.

В США, где сейчас применяются собственные стандарты бухгалтерского учёта US GAAP, в августе 2008 года Комиссией по ценным бумагам и биржам был представлен предварительный план перехода на МСФО и отказа от GAAP. Однако в феврале 2011 года SEC выпустила очередной документ, содержащий решение отложить внедрение IFRS в американскую отчётность. Поскольку IFRS является консенсусом национальных бухучётов, его качество, по некоторым оценкам, хуже, чем у US GAAP. Одним из ключевых неустранимых противоречий является проблема netting/offsetting по финансовым инструментам в балансе.

РСБУ = Российские стандарты бухгалтерского учета (RAS in English)

Совокупность норм федерального законодательства России и Положений по бухгалтерскому учёту (ПБУ), издаваемых Министерством Финансов РФ, которые регулируют правила бухгалтерского учёта.

РСБУ обязательны к применению на территории Российской Федерации и распространяются на небанковские коммерческие организации. Учёт банковской деятельности ведётся в соответствии с правилами, издаваемыми Центральным Банком России. Тем не менее, при разработке соответствующих нормативных актов Центральный банк ориентируется на ПБУ, выпущенные Министерством финансов РФ.

Одним из принципиальных отличий российского бухгалтерского учёта от МСФО является жёсткая регламентация действий бухгалтера. В связи с этим российские бухгалтеры, не привыкшие к относительной свободе действий, сталкиваются со значительными трудностями при трансформации отчётности по МСФО. В РСБУ существует единый план счетов, обязательный для применения.

РСБУ традиционно ориентируются на запросы регулирующих органов, в первую очередь налоговых, в то время как МСФО ориентированы главным образом на пользователей, имеющих действительный или потенциальный финансовый интерес в субъекте отчётности: акционеров, инвесторов и контрагентов. РСБУ не предусматривает консолидацию отчётности для холдинговых компаний, что существенно затрудняет их анализ, так как в отчёте отображена деятельность лишь головной компании и не отображена деятельность её дочерних предприятий.

Многие, наверное, видели при оформлении проводки документа в 1С три загадочные галочки «Отразить в ….»:

— управленческий учет

— бухгалтерский учет

— налоговый учет

РСБУ и МСФО

Обычно бухгалтер не отвечает на вопрос «Что это?» и рекомендует ставить все три галочки. Но это не совсем так.

Что такое управленческий учет? Мы хотим реально управлять компанией и видеть все доходы и расходы, независимо от того, есть на них бумага (та самая правильно оформленная «первичка») или бумаги нет. Т.е. галочку «управленческий учет» мы ставим всегда :) Т.е. денег организация потратила, но правильной бумаги на этот расход нет.

Что такое бухгалтерский учет? Это бухгалтерия нашей организации, которая работает на основании документов — правильно оформленных первичных документов (на накладной есть печати и подписи, на счет-фактуре есть подписи и прочее). Если проводится такой полноценный документ — то ставим галочку «бухгалтерский учет».

Что такое налоговый учет? Согласно Налоговому кодексу, в учет расходов для определения прибыли учитываются не все расходы организации, а только экономически обоснованные, например выдача зарплаты, аренда и т.д. Вот дивиденты — не учитываются при определении налоговой базы. См. статью Налогового кодекса 270. Соответственно, если учитываются расходы для определения прибыли, то галочку ставим.

Еще почитать:

SWOT анализ

SWOT анализ

Это метод стратегического планирования, основанный на разделении всех факторов (влияющих на бизнес) на 4 категории.  Акроним SWOT был впервые введён в 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам бизнес-политики профессором Кеннетом Эндрюсом. А...

Анализ баланса предприятия

Анализ баланса предприятия. На что обратить внимание. Еще почитать:
Анализ финансового состояния

Анализ финансового состояния

Проведение финансового анализа предприятия  позволяет оценить правильность управления финансовыми ресурсами организации и определяется способность организации погасить свои долги и обязательства. Можно отметить, что финансы имеют абсолютный приорите...
Бизнес план

Бизнес план

Бизнес-план - это планирование бизнеса до момента начала вложения денег. То есть сначала планируем и считаем - только потом начинаем тратить деньги. Вне зависимости от сложности бизнеса и его сферы, инвесторы хотят получить от бизнес-плана ответы на ряд ва...
Бюджетирование

Бюджетирование

Это достаточно простая вещь, но не всегда понятно, зачем она нужна (тем более, что при всей простоте достаточно большие временные затраты на расчеты). В двух словах – мы планируем бюджет продаж на год по месяцам (т.е. наши оценки, сколько прод...

Инвестиции

Инвестиции. Учет инфляции. Еще почитать:  
Какая бывает прибыль

Какая бывает прибыль

Прибыль бывает разная, данным словом могут обозначаться совершенно разные понятия. И прежде чем обсуждать вопрос «какую мы ожидаем прибыль?» необходимо определиться, что мы имеем ввиду. Рассмотрим три основных вида прибыли. 1. Маржинальная прибыль Это ...
Оборачиваемость

Оборачиваемость

Здесь мы рассмотрим оборачиваемость товара, т.е. за сколько времени продаем средний товарный запас на складе. Это соотношение скорости продаж к среднему запасу товара. Оборачиваемость товара считается только там, где есть физически товар. Для услу...
Отчеты P&L и CashFlow

Отчеты P&L и CashFlow

В любом бизнесе необходимо контролировать два основных параметра: 1. Прибыльность бизнеса – P&L или P'n'L (profit and lost = прибыли и убытки, сокращение аналогичное как для rock'n'roll = rock and roll = раскачиваться и крутиться) 2. Движение денежных средс...
Точка безубыточности

Точка безубыточности

Точка безубыточности и почему она очень важна. Точка безубыточности – это пожалуй один из самых главных показателей. Это такое состояние бизнеса, когда расходы равны доходам, т.е. прибыль равна 0. Это фактически самый первый параметр, который нужно ...