Бизнес план

Бизнес-план — это планирование бизнеса до момента начала вложения денег.

Бизнес план

То есть сначала планируем и считаем — только потом начинаем тратить деньги. Вне зависимости от сложности бизнеса и его сферы, инвесторы хотят получить от бизнес-плана ответы на ряд важных вопросов:

1. Сколько денег может в принципе приносить бизнес (максимальная прибыль в год)
2. Какой размер инвестиций для запуска или покупки бизнеса
3. Период подготовки запуска бизнеса (строительство, оформление документации, прочее)

Комментарий:

Пункт 1  на самом деле состоит из двух важных частей:

—  будет ли ЭТО (товары, услуги) продаваться? Тут чистый маркетинг — цены по сравнению с конкурентами, насыщенность рынка, новизна предложения и пр.

— если ЭТО будет продаваться, то сколько можно заработать?

Все это взаимно свзано. Можно опустить цену ниже конкурентов, что бы продавалось, но тогда ничего не заработаем. Можно поставить высокую цену и сделать продажи за счет рекламы, но тогда весь профит уйдет в рекламу и опять ничего не заработаем. Истина лежит где-то посередине.

В целом по этим пунктам уже иногда сразу бывает понятно, стоит или не стоит связываться с данным бизнесом. Если бизнес в принципе (расчетно, максимально) может приносить 1 млн. долл. в год — а вложить надо 20 млн. долл., то скорее всего это бесперспективно (так как при всех наилучших вариантах только возврат инвестиций займет 20 лет).
Стандартное правило для оценки стоимости бизнеса (прибыльного, без долгов выше активов) = 10 годовых прибылей. Для убыточного бизнеса (или долги выше, чем все активы) — цена 1 долл.

4. Период времени от начала работы бизнеса до выхода на точку безубыточности
5. Полная сумма инвестиций

Комментарий:

после запуска бизнеса расходная часть (аренда, зп, затраты по кредитам, налоги и прочее) появляется сразу, а вот доходная часть только через некоторый период. Интервал времени, когда сравняются расходы и прибыльность называется точкой безубыточности. Очевидно, что до этого момента придется еще вкладывать деньги и делать инвестиции. И соответственно: полная сумма инвестиций = инвестиции до старта + вложения от старта до достижения точки безубыточности. Пока все затраты не вернутся — учредители ничего не будут зарабатывать.
6. Период времени до момента возврата всех инвестиций
7. Размер прибыли на момент возврата всех инвестиций
8. Период времени до момента выхода на расчетную прибыльность

Разработка бизнес-плана
Итого все данные параметры можно свести в таблицу (цифры указаны для примера).

Бизнес план

Итого цифры бизнес-плана на примере:

Есть 3 млн. долл. для вложения в бизнес, который может приносить 1,5 млн. в год. Период строительства бизнеса 1 год (вложение 2 млн. долл.), выход на точку безубыточности 1 год (доп.вложения 1 млн. долл — итого 3 млн. долл.). Возврат всех инвестиций — 5 лет с начала инвестирования, получаемая прибыль 1 млн. долл. Выход на расчетную годовую прибыльность в 1,5 млн. долл. через 6 лет с начала инвестирования и 1 год после возврата всех инвестиций.
Что бы рассчитать все эти цифры (и получить этот скромный абзац текста, над которым будут думать учредители и инвесторы) — как раз и нужен бизнес-план.

Бизнес-план состоит из основных разделов:

1. Краткое описание бизнеса
2. Описание предприятия и анализ его финансового состояния
3. Описание планируемой и производимой продукции
4. Анализ существующего рынка
5. Маркетинговый план
6. Финансовое обоснование
7. Организационный план
8. Резюме бизнес-плана
9. Приложения (финансовые расчеты)

Следует учесть, что расчетная часть в базовом варианте делается для трех стратегий (наихудшая, наилучшая, реальная).

Для критичных ситуаций или долгосрочных проектов вариантов моделирования может быть и больше (в зависимости от курсов валют, цен на недвижимость и пр.) = 10, 15 или 20 вариантов.

Еще почитать:

Маркетинг и продажи

Маркетинг и продажи

За что давать премию Директору по маркетингу по итогам года? Т.е., что можно считать критериями хорошей работы отдела маркетинга? 1. Соответствие уровня цен на полках уровню рынка Если цена на полке выше рынка - то товар не будет продаваться с полок. А чтобы с ц...

SWOT анализ

SWOT анализ

Это метод стратегического планирования, основанный на разделении всех факторов (влияющих на бизнес) на 4 категории.  Акроним SWOT был впервые введён в 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам бизнес-политики профессором Кеннетом Эндрюсом. А...

Анализ баланса предприятия

Анализ баланса предприятия. На что обратить внимание. Еще почитать:
Анализ финансового состояния

Анализ финансового состояния

Проведение финансового анализа предприятия  позволяет оценить правильность управления финансовыми ресурсами организации и определяется способность организации погасить свои долги и обязательства. Можно отметить, что финансы имеют абсолютный приорите...
Бюджетирование

Бюджетирование

Это достаточно простая вещь, но не всегда понятно, зачем она нужна (тем более, что при всей простоте достаточно большие временные затраты на расчеты). В двух словах – мы планируем бюджет продаж на год по месяцам (т.е. наши оценки, сколько прод...

Инвестиции

Инвестиции. Учет инфляции. Еще почитать:  
Какая бывает прибыль

Какая бывает прибыль

Прибыль бывает разная, данным словом могут обозначаться совершенно разные понятия. И прежде чем обсуждать вопрос «какую мы ожидаем прибыль?» необходимо определиться, что мы имеем ввиду. Рассмотрим три основных вида прибыли. 1. Маржинальная прибыль Это ...
Оборачиваемость

Оборачиваемость

Здесь мы рассмотрим оборачиваемость товара, т.е. за сколько времени продаем средний товарный запас на складе. Это соотношение скорости продаж к среднему запасу товара. Оборачиваемость товара считается только там, где есть физически товар. Для услу...
Отчеты P&L и CashFlow

Отчеты P&L и CashFlow

В любом бизнесе необходимо контролировать два основных параметра: 1. Прибыльность бизнеса – P&L или P'n'L (profit and lost = прибыли и убытки, сокращение аналогичное как для rock'n'roll = rock and roll = раскачиваться и крутиться) 2. Движение денежных средс...
Точка безубыточности

Точка безубыточности

Точка безубыточности и почему она очень важна. Точка безубыточности – это пожалуй один из самых главных показателей. Это такое состояние бизнеса, когда расходы равны доходам, т.е. прибыль равна 0. Это фактически самый первый параметр, который нужно ...