Отчеты P&L и CashFlow

В любом бизнесе необходимо контролировать два основных параметра:

Отчеты P&L и CashFlow

1. Прибыльность бизнеса – P&L или P’n’L (profit and lost = прибыли и убытки, сокращение аналогичное как для rock’n’roll = rock and roll = раскачиваться и крутиться)
2. Движение денежных средств – CashFlow (в варианте РСБУ это называется ДДС = движение денежных средства)

Казалось бы, если бизнес прибыльный, зачем беспокоиться о движении денег. Прибыль есть и хорошо.

Посмотрим на примере УСНО (для ОСНО ситуация другая — там отгрузки как маржинальная прибыль).

Есть ООО на УСНО, платит 6% от прихода денег. Есть сотрудник с окладом 100 000 (т.е. 87 000 на руки и 13 000 НДФЛ), который приносит компании в месяц договоров на 200 000 рублей. И конечно, на зарплату еще есть оплата в фонды 30% (грубо) в сумме 30 000 р.

Бюджет в формате P&L

январьфевральмартапрель
Сумма по договорам200 000200 000200 000200 000
ЗП сотрудника87 00087 00087 00087 000
НДФЛ13 00013 00013 00013 000
Фонды30 00030 00030 00030 000
Налог 6%12 00012 00012 00012 000
Прибыль58 00058 00058 00058 000

Вроде все прекрасно = 58 000 рублей прибыли ежемесячно.

Посмотрим на CashFlow и вспомним:
а) 25-го числа в аванс платится 30% от оклада
б) 10-го числа платится остальная часть зп и налог НДФЛ
в) фактически оплата по договорам поступает в конце квартала
г) оплата в фонды по итогам квартала

Движение денежных средств CashFlow

январьфевральмартапрель
Поступление денег на счет00600 0000
Аванс30 00030 00030 00030 000
ЗП сотрудника057 00057 00057 000
НДФЛ013 00013 00013 000
Фонды00090 000
Налог 6%0036 0000

Видно, что в январе и февраля расходы денег есть, а прихода денег нет. Если на начала года в кассе нет 130 000 рублей, то образуется кассовый разрыв. Платить нечем и фирма может закрыться. Это все несмотря на то, что сам бизнес прибыльный.

Более того, из таблиц видно, что приход денег на счет в марте в количестве 464 т.руб. вовсе не означает, что в этом месяце компания много заработала. Эти деньги нельзя просто взять и потратить на свои хотелки. Необходимо вычислять, какие есть обязательные платежи сейчас, какие потом, какие долги надо закрыть. Возможна ситуация, когда деньги на счете есть, а сам бизнес убыточный (т.е. просто часть платежей не была вовремя сделана).

Успешный бизнес — это:

1. Есть прибыль, т.е. бизнес работает выше точки безубыточности

2. Нет кассовых разрывов, т.е. есть контроль над движением денежных средств.

Принципиальное различие P&L и CashFlow:

CashFlow — реальность движения денег, деньги пришли, деньги ушли

P&L — оценка прибыльности бизнеса с учетом:

отгрузки (маржинальная прибыль)- т.е. товар Вы отгрузили клиенту, но денег еще пока не получили (но в соответствии с правилами бухучета РСБУ для ОСНО Вы уже получили прибыль и должны заплатить налоги, в P&L Ваши отгрузки отразятся как продажи)

расходы — не по реальным расходам денег, а по наличию закрывающих документов (Актов и прочее), т.е. если поставщик Акты вовремя не сделал, то расходов денег не видно, прибыль больше, акционеры радуются (но на конец года все равно все Акты закроются и акционеры расстроятся резкому падению прибыли)

P&L фактически показывает прибыль в формате EBITDA — но для оперативного управления компанией лучше не использовать по причинам, указанным выше (маржинальная прибыль показана по отгрузкам, расходы только по закрытым Актам). Скажем так, некоторые менеджеры смогут данный показатель очень хорошо сделать в 1-м квартале — быстро нагрузить товара всем клиентам (включая и тех, которые платить особо не любят) и «договориться» с контрагентами о переносе подписании Актов по услугам в следующий квартал. Цифра EBITDA будет отличной для первого квартала — но потом придется решать проблемы долгов с покупателями и закрывать Акты по реально израсходованным деньгам.

Еще почитать:

Маркетинг и продажи

Маркетинг и продажи

За что давать премию Директору по маркетингу по итогам года? Т.е., что можно считать критериями хорошей работы отдела маркетинга? 1. Соответствие уровня цен на полках уровню рынка Если цена на полке выше рынка - то товар не будет продаваться с полок. А чтобы с ц...

SWOT анализ

SWOT анализ

Это метод стратегического планирования, основанный на разделении всех факторов (влияющих на бизнес) на 4 категории.  Акроним SWOT был впервые введён в 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам бизнес-политики профессором Кеннетом Эндрюсом. А...

Анализ баланса предприятия

Анализ баланса предприятия. На что обратить внимание. Еще почитать:
Анализ финансового состояния

Анализ финансового состояния

Проведение финансового анализа предприятия  позволяет оценить правильность управления финансовыми ресурсами организации и определяется способность организации погасить свои долги и обязательства. Можно отметить, что финансы имеют абсолютный приорите...
Бизнес план

Бизнес план

Бизнес-план - это планирование бизнеса до момента начала вложения денег. То есть сначала планируем и считаем - только потом начинаем тратить деньги. Вне зависимости от сложности бизнеса и его сферы, инвесторы хотят получить от бизнес-плана ответы на ряд ва...
Бюджетирование

Бюджетирование

Это достаточно простая вещь, но не всегда понятно, зачем она нужна (тем более, что при всей простоте достаточно большие временные затраты на расчеты). В двух словах – мы планируем бюджет продаж на год по месяцам (т.е. наши оценки, сколько прод...

Инвестиции

Инвестиции. Учет инфляции. Еще почитать:  
Какая бывает прибыль

Какая бывает прибыль

Прибыль бывает разная, данным словом могут обозначаться совершенно разные понятия. И прежде чем обсуждать вопрос «какую мы ожидаем прибыль?» необходимо определиться, что мы имеем ввиду. Рассмотрим три основных вида прибыли. 1. Маржинальная прибыль Это ...
Какие бывают налоги

Какие бывают налоги

Налог считается установленным, если определен его объем: - объект обложения (доходы) - налоговая база (расчет суммы от чего именно) - налоговая ставка - отчетный период (авансовые платежи) - налоговый период - порядок и сроки уплаты налогов Участн...
Оборачиваемость

Оборачиваемость

Здесь мы рассмотрим оборачиваемость товара, т.е. за сколько времени продаем средний товарный запас на складе. Это соотношение скорости продаж к среднему запасу товара. Оборачиваемость товара считается только там, где есть физически товар. Для услу...
Точка безубыточности

Точка безубыточности

Точка безубыточности и почему она очень важна. Точка безубыточности – это пожалуй один из самых главных показателей. Это такое состояние бизнеса, когда расходы равны доходам, т.е. прибыль равна 0. Это фактически самый первый параметр, который нужно ...